Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Столичный центр "Экономики и права"
+7 (495) 514-51-17
Пн - Пт 9:00 - 20:00, Сб 10:00 - 16:00, Вс - выходной


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Журналистика

Количество часов 50
Срок обучения Уточняйте у наших менеджеров
Цена 10 950 руб.

Цель данного курса – сформировать у студентов представление об основных вехах истории развития отечественной и зарубежной журналистики, а также развить практические навыки работы в качестве журналиста-редактора широкого профиля в редакционном коллективе.

Помимо этого данный курс ознакомит студентов с особенностями современного медиа-рынка, как части коммерческой медиаиндустрии, что позволит им в дальнейшем выступать не только в качестве вольнонаемных журналистов и редакторов, но и издателей -- создателей новых СМИ (газет, журналов, телеканалов, радиостанций, интернет-сайтов).

Поэтому каждое занятие должно состоять из 3-х академических часов (2 – теория, 1 – практические занятия, куда входят семинары, проверка домашних заданий, «час вопросов и ответов»).

Курс рассчитан на 108 академических часов и предполагает итоговый экзамен по усвоенному теоретическому материалу и практическому его применению.

II. Тематический план курса

Наименование

Темы

Аудиторные часы

Контр.

работы

Самост.

работа

Всего

часов

лекции

практ. зан.

всего

1.

РУССКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

А) Возникновение и развитие периодической печати в 18 в. Петровские «Ведомости». Ломоносов и научная журналистика. Первые частные издания («Трудолюбивая пчела и «Праздное время). Сатирический «Трутень» Н. И. Новикова. Екатерина 11 – драматург, журналист, цензор. Радищев, Державин, Фонвизин, Крылов – писатели и журналисты.

Б) Понятие массовой информации, ее основные характеристики. Функции журналистики (Вторая древнейшая, но не первая).

2

1

3

3

2.

А) Журналистика первой трети 19 в. Возникновение коммерческой журналистики и процесс профессионализации труда журналиста. «Вестник Европы»: Карамзин – первый русский главред на зарплате. Литературные альманахи и журналы любителей изящного.

ВОВ 1812 года: патриотизм и госидиотизм («Беседы губителей русского слова» Пушкин).

Б) Зачем мне журналистика? (семинар: «вопрос-ответ» на тему выбора профессии)

2

1

3

3

3.

А) «Северная пчела»: верноподданнический «глянец» Булгарина и Греча.

Б) Типы печатных СМИ (газета, журнал, альманах, «глянец», корпоративное издание, детское издание и т.д.)

2

1

3

3

4.

А) Декабристы и журналистика («Сын отечества», «Полярная звезда»). «Современник» Пушкина – между молотом и наковальней?

Б) Семинар: Куда пойду работать (выбираем тип издания по душе).

1

2

3

3

5.

А) Журналистика второй трети 19 в.

«Натуральная школа», «Славянофильская» периодика, "Современник" после Пушкина, «мрачное семилетие», Конец «дворянского гнезда» в русской журналистике.

Б) Жанры журналистики-1: новостная информация (заметка, аннотация, отчет и репортаж).

2

1

2

3

6.

А) «Вольная русская печать» за границей: «Полярная звезда», «Колокол» Герцена и Огарева – начало диссидентский журналистики.

Б) Жанры журналистики-2:

Разговорный (интервью, диалог и беседа)

2

1

2

3

7.

А) Журналистика последней трети 19 века – смена вех: разночинцы и появление общенациональных газет. «Современник» Чернышевского и

Добролюбова, «Русское слово» Писарева, публицистика писателей Салтыкова-Щедрина, Короленко.

Б) Жанры журналистики-3: аналитический (комментарий, корреспонденция, статья, рецензия и обозрение)

2

1

3

3

8.

А) Издатели от Бога и таланта (Суворин и Сытин)

Б) Жанры журналистики-4:

Эпистолярный (письмо читателя, письмо журналиста, коллективное письмо).

2

1

3

3

9.

А) Сатирическая периодика (Гудок, Будильник, Искра). Чехов начинался с Чехонте.

Б) Жанры журналистики-5:

Публицистика (зарисовка, очерк, колонка, эссе).

2

1

3

3

10.

А) «Отечественные записки» Некрасова, «Дело», газета «Неделя», «Русское богатство» (Короленко), «Вестник Европы» - либерально-мократические издания конца 19 в.

Б) Жанры журналистики-5:

Сатира (фельетон, памфлет, эпиграмма).

2

1

3

3

11.

А) Нелегальная рев. журналистика – «Народное дело» Бакунина, «Вперед!» Лаврова.

Возникновение рабочих газет и Горький-буревестник.

Б) Техника текста:

Оформление материала

(заголовки, подзаголовки, цитаты, эпиграфы, рубрики, выносы, объемы, ориентация на тип издания).

2

1

3

3

12.

А) Российская печать между двумя революциями или Что возгорелось из «Искры».

Б) Структура редакции:

(главред и замы, коммерческие и производственные службы, творческие отделы и секретариат, дизайн и верстка, бильд-редактор и корректор).

2

1

3

3

13.

А) Пресса в условиях двоевластия (между Петросоветом и Временным) – издания политических партий и их участие в борьбе за власть. Политическая публицистика Ленина, Мартова, «Несвоевременные мысли» Горького.

Б) Основы медиабизнеса: Экономическая составляющая издания (бизнес-план, менеджмент, редакционный маркетинг).

2

1

3

3

14.

СОВЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

А) Декрет о печати. Закрытие оппозиционной прессы. Рождение РОСТа. Агитки гражданской войны. Начало радиовещания. Первый съезд журналистов.

Б) СМИ и реклама:

Задачи и типы (политическая, социальная, скрытая, PR и т.д.)

2

1

3

3

15.

А) Издания времен «военного коммунизма и НЭПа. Партия – наш рулевой. Внутрипартийная борьба на страницах печати (Ленин-Сталин-Троцкий).

Б) Практикум

2

1

3

3

16.

А) Очерк и фельетон – главные жанры советской печати (Серафимович, Фурманов, Шолохов, Платонов, Булгаков).

Б)

2

1

3

3

17.

А) Эмигрантская печать в борьбе с большевизмом («Русская мысль» Струве, «Последние новости» Милюкова, «Руль» Гессена, сменовеховская печать).

Б) Практикум

2

1

3

3

18.

А) 30-40-е: система советской печати – тотальный партконтроль,

«индустриализация и коллективизация» печати, районные газеты, стенная печать, лагерные газеты, отраслевые издания (прообраз нынешних корпоративных). «Литературка», «Огонек», «Гудок» и т.д. Публицисты и фельетонисты: Горький, Ильф и Петров, Кольцов, Шагинян).

Б) Практикум

2

1

3

3

19.

А) Русская зарубежная печать – против Сталина и Гитлера («Современные записки», «Путь» Бердяева, литературные и религиозно-философские издания). Публикаций Бунина, Шмелева, Алданова, Тэффи).

Б) Практикум

2

1

3

3

20.

А) Журналистика и публицистика Великой Отечественной (писатели на фронте, роль радио: «От советского информбюро» Левитана, «Окна ТАСС» и Кукриниксы, памфлеты Эренбурга и Толстого, «Жди меня» Симонова, фото и кинопублицистика).

Б) Практикум

2

1

3

3

21.

От Победы до «оттепели»: стахановские вторники «Труда», «Районные будни» Овечкина, международная публицистика и «борьба за мир во всем мире», развенчание культа личности Сталина, радио («Маяк» и «Юность», ТВ (первое цветное), ТАСС и АПН).

Б) Практикум

2

1

3

3

22.

А) Это сладкое слово «застой»: официоз и честное слово (публицистика Черниченко, Васильева, Аграновского), конец «Нового мира» Твардовского, «тамиздат» и «Гулаг» Солженицына).

Б) Практикум

2

1

3

3

23.

А) Перестройка и гласность (периодика): тиражи зашкаливают, тройка удалая («Аргументы», «Московские новости», «Огонек»), появление многопартийной печати и внепартийных изданий («Куранты», «Независимая газета», «Столица»), книги из Спецхрана, самый читаемый жанр (сб. публицистики «Иного не дано»), «Трезвость и культура» Горбачева, твердый знак «Коммерсанта», первый отечественный закон о печати.

Б) Практикум

2

1

3

3

24.

А) Перестройка и гласность (остальные СМИ): первые независимые информагентства («Постфактум», «Интерфакс», «СибИА»), первое негосударственное «Эхо Москвы», телевидение («12 этаж», «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо», «600 секунд»), кабельное ТВ.

Б) Практикум

2

1

3

3

25.

СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

А) Обзор сегодняшнего газетно-журнального рынка

(Читаем? Смотрим? Листаем? – типы современных изданий).

Б) Практикум

2

1

3

3

26.

А) Так ли страшен «гламур», как его малюют? («Коммерсантъ» против «глянца»?).

Б) Практикум

2

1

3

3

27.

А) Обзор мультимедийного рынка (радио-ТВ-интернет)

Б) Практикум

2

1

3

3

28.

А) Слуга 4-х господ (мультимедийный журналист – кто он и зачем?).

Б) Практикум

2

1

3

3

29.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

А) Вводная лекция: Пражурналистика античности, памфлеты и публицистика Средневековья, «Галактика Гуттенберга» (книгопечатание в Германии, Италии, Англии), понятие «авторское право» (Франция), рукописные газеты (Венеция).

Б) Практикум

30.

А) Рождение европейской газетной периодики и проблемы цензуры (Италия, Англия, США).

Б) Практикум

31.

А) Первые европейские журналы (французский «Журнал ученых») и их авторы (идеологи, просветители, сатирики) – Дефо, Свифт, Аддисон и Стиль, аббат Прево и др.).

Б) Практикум

32.

А) «Четвертая власть» английской «Таймс», колониальный период американской печати.

Б) Практикум

33.

А) "PENNY PRESS" в США и Франции (сенсация, дешевизна и реклама).

Б) Практикум

34.

А) «Новый журнализм» Пулитцера (заголовок решает все) и «желтая пресса» Херста (создание газетной империи).

Б) Практикум

35.

А) «Качественная журналистика» Окса ("Все новости, достойные публикации"), принятие этического кодекса журналиста, деление на качественную печать и таблоиды, блеск и нищета «разгребателей грязи».

Б) Практикум

36.

А) Зарубежные СМИ сегодня (дайджесты, экспансия, внедрение в электронные СМИ).

Б) Практикум

ИТОГО

86

22

108

108

Записаться на курсы "журналистика" или задать вопрос вы можете по телефону:

Форма заявки
ФИО*
Телефон*
Email*
Тематика курса*
Комментарий
Задать вопрос
ФИО*
Email*
Вопрос
Заказать
ФИО*
Email*
Комментарий